Лучший мюзикл ХХ века в сопровождении симфонического оркестра к 100-летию Леонарда Бернстайна
Лучший мюзикл ХХ века в сопровождении симфонического оркестра к 100-летию Леонарда Бернстайна
16 ноября, 20:00
Московская консерватория,
Большой зал
Летом 1959 г. раскованный мужчина в черном костюме вышел на сцену Московской консерватории и одним появлением сорвал невероятные овации. То был Леонард Бернстайн — один из самых гениальных дирижеров и композиторов XX века. Сейчас его уже нет с нами, но спустя более чем 50 лет, в Московской консерватории прозвучит его самое известное творение.
Вы запомните этот прекрасный вечер навсегда. К столетию легендарного композитора состоится уникальный показ киноверсии бродвейского мюзикла «Вестсайдская история». Здание консерватории 16 ноября наполнится элегантными гостями. Сквозь занавес бархатных звуков и женского смеха, грациозно поднимаясь по лестничным пролетам, вы попадете в Большой зал, где и пройдет киноконцерт в сопровождении симфонического оркестра. Не повторяется такое никогда.
В России, ровно, как и в СНГ, показ «Вестсайдской истории» в подобном формате состоится впервые. Ранее киноконцерт был с успехом представлен в США, Англии, Италии, Франции и Швейцарии. Мюзикл, вдохновивший создателей этой картины, был поставлен по мотивам «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира.
Леонард Бернстайн настолько же значим для истории академической музыки, насколько Фрэнк Синатра для истории джаза и блюза. Знакомство с его творчеством украсит любого культурного человека. Борис Пастернак, побывав на концерте Бернстайна, писал: «Я никогда не чувствовал себя так близко к эстетической правде!».
Композиторские способности Бернстайна, помимо «Вестсайдской истории», подарили миру три сложные и выдающиеся симфонии, и множество других произведений. Символизируя дух американской музыки, корнями он уходил в русскую, являясь выпускником фортепианного класса Изабеллы Венгеровой.
Дирижерские навыки Бернстайна были настоль оригинальны и сильны, что другие композиторы прощали ему все отклонения от оригинала и заигрывания с публикой. Исполненная им Пятая симфония Шостаковича, произвела на ее автора такое сильное впечатление, что он слушал собственное произведение бледный и взволнованный, словно наблюдая за рождением чего-то нового.
За свою жизнь Бернстайн рассказал о музыке даже больше, чем успел продирижировать ею. Он открывал все концерты вводными речами, а также постоянно читал лекции и публиковал статьи, полные пространных рассуждений. Возможно, в XX веке существовали равные ему в таланте композиторы, но не существовало настолько же гениальных популяризаторов академической музыки.
Голландский маэстро, в свое время поразивший своей работой Валерия Гергиева, будет руководить этим вечером. Эрнст Ван Тил уже более 20 лет ангажирован сильнейшими оркестрами Европы и 16 ноября окажется в Москве, чтобы продемонстрировать свою трактовку музыки к лучшему мюзиклу XX века.
Еще во время учебы в Утрехтской консерватории он, в качестве приглашенного дирижера, работал с несколькими немецкими оркестрами. Его преподавателями были легендарные дирижеры, успевшие поработать над музыкой для Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Лукино Висконти.
После окончания обучения Эрнст Ван Тил дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, а также Королевским и Роттердамским филармоническими оркестрами.
Брюссельский Филармонический оркестр под его руководством записывал саундтрек к фильму «Артист», который впоследствии выиграл пять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучший саундтрек. На данный момент Эрнст Ван Тил является наиболее признанным специалистом по живому музыкальному сопровождению кинопоказов.
«Золотой голос» Великобритании, оперная певица Кэтрин Дженкинс, после совместного концерта с «Русской филармонией» сообщила корреспонденту газеты «Коммерсантъ» следующее:
«Оркестр впечатлил меня высоким профессионализмом. Я сотрудничала с лучшими оркестрами мира, и поверьте, качество исполнения заслуживает большой похвалы. Я бы хотела продолжить работать именно с ним».
Среди множества современных оркестров «Русская филармония» действительно выделяется. Каждое его выступление сообщает слушателям то чувство, ради которого они тянутся к музыке — приподнимает над землей и дает почувствовать себя окрыленным. Оркестр играл в лучших залах Германии, Франции, Австрии и Японии.
Днем открытия Московской консерватории считается 1 сентября 1866 года, когда Николай Рубинштейн, добившийся разрешения учредить в Москве музыкальное училище по образцу Питерской консерватории, смог найти средства и арендовать помещение. Первым ее зданием стал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Начало работы столичной консерватории широко отмечалось московской интеллигенцией.
Российские писатели, выступавшие на открытии, подчеркивали, что музыка является универсальным и бесподобным языком, доступным любым национальностям. Присутствующие выражали уверенность, что в Москве будет создана музыкальная школа, не уступающая лучшим европейским заведениям. П. И. Чайковский вел свою преподавательскую деятельность в консерватории с ее первых дней до 1878 года.
На месте современного здания Московской консерватории до 1895 года находилась усадьба Вороновых, от которой впоследствии сохранилась только часть фасадной стены. Преобразование усадьбы в консерваторию происходило вплоть до 1901 года, когда здание приобрело свой нынешний облик.
Музыку Бернстайна, написанную для «Вестсайдской истории», можно назвать неофициальным гимном Нью-Йорка. Как писал корреспондент New Yorker, недавно прослушавший ее вживую в Линкольн-центре — «почти весь зал, состоящий из старожилов, мурлыкал в такт мелодии и явно знал все слова».
Дело в том, что для поколения, выросшего в Нью-Йорке в конце 50-х и начале 60-х, творчество Бернстайна является смыслообразующим. Всех детей в те времена водили на его выступления в Филармоническое отделение Линкольн-центра, где Бернстайн в гениальной манере исполнял Прокофьевскую симфоническую сказку — Петя и Волк.